Главная » Статьи » Cтатьи

Шарж. Карикатура Уфа

Шарж - это не просто плохо нарисованный портрет с длинным носом. Это сумма знаний о человеке, предмете, явлении, выраженная в их отрицательных качествах через нарушение пропорций так, чтобы в конечном счете постройка рисунка была стройна и гармонична в своих искажениях. Композиция для шаржа и карикатуры обязательна". (Д. Моор).
Д. Моор был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал, что шарж - это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские литераторы, а художники рисовали шаржи, впрочем, бывало и наоборот. 
Термин "шарж" - от французского слова "charger" - преувеличивать, изображать кого или что-либо при соблюдении внешнего сходства, но подчеркивая или преувеличивая наиболее характерные черты. Шарж как самостоятельный жанр самоопределился в середине XIX в., когда появились  "люди-головастики". Считалось смешным, если художник соединял большую голову и маленькое туловище.
Жанр шаржа требует большого художественного и жизненного опыта. Если шарж предназначен для широкой публики, то объект должен быть всем известен. Это политические деятели или мастера культуры. Их рисовать легче еще потому, что суть их деятельности - творчество. Шарж чаще всего вовсе не осмеивает, а освещает героя доброй улыбкой, делает известного человека ближе простым людям. В российской альбомной графике 1830-х годов выделялись рисунки П. Челищева. "Сходство, манеры, поза - все было так мастерски схвачено, что каждый тотчас узнавал себя". Интересно и то, что художник в своих работах никогда не искажал лицо. Любили рисовать друг на друга шаржи лицеисты, особенно отличался П. Яковлев, оставивший потомкам карикатурные образы А. Пушкина, К. Кюхельбекера и других. Представители великой русской литературы XIX века отразились в полной мере в кривом зеркале шаржа точно так же, как и деятели Серебряного века. Художники группы "Мир искусства" С. Чехонин, М. Добужинский, Ю. Анненков и другие внесли свой вклад в искусство политического шаржа, создав незабываемые образы царя и его министров. После разгрома неудавшейся революции 1905-1906 гг. "сатира на лица" сошла на нет, усилия переключились на литераторов, артистов, художников. Серия "История русской литературы" была напечатана Ре-Ми в "Сатириконе" в 1908 году. Ее герои: Л. Андреев, С. Городецкий, М. Кузмин, П. Боборыкин. М. Арцибашев и другие. Московских художников, участников знаменитых "Сред", которые просуществовали тридцать пять лет благодаря стараниям В. Шмаровина, "увековечили" в шаржах Н. Клодт и Д. Моор. Петербуржцы же оказались персонажами оригинальной "Азбуки" "Мира искусства" в виде юмористических акварелей с эпиграммами, созданной М. Добужинским. Образцы профессионального шаржа дали художники-завсегдатаи кабаре "Бродячая собака" и "Приют комедиантов" в Петербурге, а также создатели уникального альманаха "Чукоккала", который начал свою 55-летнюю жизнь в 1914 году.
Просмотров: 2654