Шарж - это не просто плохо
нарисованный портрет с длинным носом. Это сумма знаний о человеке, предмете,
явлении, выраженная в их отрицательных качествах через нарушение пропорций так,
чтобы в конечном счете постройка рисунка была стройна и гармонична в своих
искажениях. Композиция для шаржа и карикатуры обязательна". (Д. Моор).
Д. Моор был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал,
что шарж - это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни
эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские литераторы, а
художники рисовали шаржи, впрочем, бывало и наоборот.
Термин "шарж" - от французского слова "charger" -
преувеличивать, изображать кого или что-либо при соблюдении внешнего сходства,
но подчеркивая или преувеличивая наиболее характерные черты. Шарж как
самостоятельный жанр самоопределился в середине XIX в., когда появились "люди-головастики". Считалось
смешным, если художник соединял большую голову и маленькое туловище.
Жанр шаржа требует большого художественного и жизненного опыта. Если шарж
предназначен для широкой публики, то объект должен быть всем известен. Это
политические деятели или мастера культуры. Их рисовать легче еще потому, что
суть их деятельности - творчество. Шарж чаще всего вовсе не осмеивает, а
освещает героя доброй улыбкой, делает известного человека ближе простым людям.
В российской альбомной графике 1830-х годов выделялись рисунки П. Челищева.
"Сходство, манеры, поза - все было так мастерски схвачено, что каждый
тотчас узнавал себя". Интересно и то, что художник в своих работах никогда
не искажал лицо. Любили рисовать друг на друга шаржи лицеисты, особенно
отличался П. Яковлев, оставивший потомкам карикатурные образы А. Пушкина, К.
Кюхельбекера и других. Представители великой русской литературы XIX века
отразились в полной мере в кривом зеркале шаржа точно так же, как и деятели
Серебряного века. Художники группы "Мир искусства" С. Чехонин, М.
Добужинский, Ю. Анненков и другие внесли свой вклад в искусство политического
шаржа, создав незабываемые образы царя и его министров. После разгрома
неудавшейся революции 1905-1906 гг. "сатира на лица" сошла на нет,
усилия переключились на литераторов, артистов, художников. Серия "История
русской литературы" была напечатана Ре-Ми в "Сатириконе" в 1908
году. Ее герои: Л. Андреев, С. Городецкий, М. Кузмин, П. Боборыкин. М.
Арцибашев и другие. Московских художников, участников знаменитых
"Сред", которые просуществовали тридцать пять лет благодаря стараниям
В. Шмаровина, "увековечили" в шаржах Н. Клодт и Д. Моор. Петербуржцы
же оказались персонажами оригинальной "Азбуки" "Мира искусства"
в виде юмористических акварелей с эпиграммами, созданной М. Добужинским.
Образцы профессионального шаржа дали художники-завсегдатаи кабаре
"Бродячая собака" и "Приют комедиантов" в Петербурге, а
также создатели уникального альманаха "Чукоккала", который начал свою
55-летнюю жизнь в 1914 году.
|